>Главная List Banner Exchange
>Справочники
>Всё о бане
>Глава 1
 Оглавление  Глава I  Глава II  Глава III  Глава IV  Глава V  Глава VI  Глава VII 

I. О ПОЛЬЗЕ МЫТЬЯ


ИСТОРИЯ РУССКОЙ БАНИ

Почему-то многие недооценивают цивилизованность русского народа, считая, что вся его история при ближайшем рассмотрении оказывается самой настоящей летописью дикости и отсталости (в том числе и гигиенической). Как же они заблуждаются, эти скептики! На самом деле русская баня - едва ли не самая древняя, поскольку ее возникновение относится примерно к тому же периоду, что и само формирование славян! Еще и письменности
как таковой не было, а мы уже видим в устном народном творчестве упоминания о бане и ее целебной силе. Ведь в банной процедуре как бы сливаются воедино две наиболее сильные природные стихии - огонь и вода. Древние славяне, как известно, были язычниками по своим верованиям и поклонялись самым различным богам. И наиболее "сильными", следовательно, наиболее почитаемыми были бог Солнца и огня и богиня дождя и воды. Соединяя две эти силы во время банной процедуры, древние славяне как бы привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества.
Языческий праздник Ивана Купалы тоже, кстати, уходит корнями в глубь древних славянских верований. Прыгая через огонь, наши далекие предки старались "сжечь" зло и болезни, очистить свою душу. А ночные купания в речке или озере олицетворяли единение с матушкой-природой и приобщение к ее жизненным силам. Практически во всех былинах и сказах мы можем заметить отголоски древних верований в целебную и очистительную силу воды. Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Баня считалась хранительницей "живой", очищающей воды и здоровья, поскольку она как бы усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.
Баня сначала считалась символом преодоления всего дурного, что может окружать человека в земной жизни, а в более позднее время она стала олицетворением гостеприимства и домашнего очага. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти представления о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней, и сейчас гостя, постучавшегося в дом, в первую очередь отведут попариться в баньку, а затем предложат стол и постель.

Баня в жизни русского человека всегда играла настолько важную роль, что в древних летописях Х-Х11 веков, в которых рассказывается о нравах русичей, сплошь и рядом мы находим упоминания о "мыльнях". Бани назывались "мыльнями", "мов-ницами", "мовью", "влазнями" и "мовнями". Еще в договоре с Византией (относится к 907 году) русичи специально оговаривали; что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут "творити мовь" когда только захотят. Бани упоминаются и в "Повести временных лет" (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В те давние времена монахи были сведущи в вопросах медицины, поскольку они имели возможность читать труды древнегреческих медиков, а именно греческая медицина впервые обратила внимание на пользу парной бани.
Стремясь проверить полученные из античных источников сведения, монахи стали строить бани и наблюдать за тем целебным эффектом, который банные процедуры производили на больных и страждущих. Когда лечебные свойства бань были полностью подтверждены, при "мыльнях" стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже "заведениями для немогущих". Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси.
Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Русская баня, в отличие от них, гораздо сильнее воздействует на человека. Непременный атрибут русской бани - березовый веник - хлещет разгоряченные тела во всю мощь. Кажется, что это не баня, а пытка.
Так и думали во все времена чужеземцы, попавшие в настоящую русскую баню. В парной под ударами веников им казалось, что "смерть их пришла и стоит на пороге". А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, запоминались надолго. Слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.
Во многих книгах древности и наших дней иноземные путешественники делятся своими впечатлениями о России. А разве можно понять русский характер, не побывав в русской бане?
Русские бани своей целебной силой завоевали любовь многих людей за пределами нашей страны. Поклонники русских бань строят их и во Франции, и в Америке. Попав в Канаду, наш соотечественник может отвести душу в Сандуновских банях. Они построены по типу одноименных бань в Москве. Притягательная сила и целебная способность русских бань общепризнаны.
В одной из древних арабских рукописей сохранилось воспоминание путешественника, который побывал на Руси и попарился в бане. Из этого источника стало известно, как наши предки устраивали бани: "...Они строили деревянный дом, небольшой по размерам. В нем было только одно маленькое окошко, которое располагалось ближе к потолку. Все щели между бревнами конопатили древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном из углов избы находится огненный очаг, обложенный камнями. Также в бане имелась большая бочка с водой. Когда очаг разгорается, камни обрызгивают водой, а дверь и окно закупоривают".
Русская баня поражала воображение иностранцев, привыкших к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей баньки ныряли в прорубь, виделись чужакам богатырями.
Устройство бань не претерпевало никаких принципиальных изменений в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Изменилось лишь конструктивное воплощение.
Бани представляли собой небольшую деревянную избушку, срубленную из цельных бревен. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. Внутреннее устройство бани таково: примерно треть всего помещения занимает печь-каменка. В ее топке разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь гасят, трубу закрывают заслонкой и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар. Парятся, взбираясь на полки (ударение на второй слог), которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше на полок забирается человек, тем жарче и "ядренее" пар. На верхнем полке, почти под потолком, рискуют париться только самые выносливые и крепкие парильщики, которым нипочем стоградусная жара.
Это так называемая белая баня. Сначала ее строили только из бревен, но потом появились бани из кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переяславле.

ЧЕРНАЯ БАНЯ

Если есть белая баня, то, естественно, должна быть и баня черная, скажут внимательные читатели - и будут совершенно правы! Была такая баня. Сначала, еще до появления белых бань, наши предки столетиями топили баньки по-черному. Настоящих знатоков такой бани сейчас осталось мало, но они есть. Довольно широко распространено заблуждение, что париться по-черному - значит задыхаться от копоти и гари в маленькой комнате у открытой печи. Среди тех, кто так считает, нет ни одного человека, на собственном опыте испытавшего, что такое черная баня.
Бояться того, что париться по-черному скоро перестанут вовсе, не следует. По всей России много мест, где предпочтение отдается изначальной русской традиции. Бани в деревушках Среднего Урала, Западной Сибири и других мест построены в соответствии с заветами предков, знавших толк: в настоящей бане. Там говорят: "Черная баня добела отмоет".
Так в чем же отличие черной бани от белой? Только в способе отопления помещения. Ведь сам домик (как под белую, так и под черную баню) строился одинаково и был очень небольшим. В нем было всего только две маленькие комнаты с довольно низким потолком. Высота потолка соответствовала росту взрослого мужчины. Небольшие размеры бани позволяли, как следует ее протопить. Главное отличие бани, которая топится по-черному, от "белой сестры" - это отсутствие дымохода.
Дверь в баню делалась очень плотной, без щелей. Для того чтобы она так же плотно закрывалась в притворе и не давала гулять сквозняку, закрывалась банная дверь туго, с усилием. Первая комната этого дома-бани называется предбанником. Его оборудовали с максимумом удобств. В предбаннике стояли скамейка и вешалка для одежды.
Предбанник по размерам значительно меньше самой бани, от которой его отделяла тонкая деревянная перегородка. Такую перегородку предпочитали делать из липы или сосны. В перегородке сделана дверь, которая плотно закрывалась, препятствуя тем самым проникновению дыма и пара в предбанник.
В одном из углов бани находилась печь, на которой лежали большие круглые камни. Рядом с печью стояла кадка с большим запасом воды. В бане имелось одно маленькое окошко, и оно располагалось над печкой. Таким образом, баньку можно было проветривать по необходимости.
Как уже говорилось, печь в черной бане была без трубы, так что дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Естественно, после первой же попытки истопить баньку стены и потолок парной становились закопченными, и копоть эта совершенно не поддавалась удалению. Вот за этот черный цвет стен и потолка баня и получила свое название.
После того как баня натопится, все окна и двери открываются для того, чтобы дым вышел наружу и воздух в парилке стал свежее. Конечно, никто не начинал париться до тех пор, пока весь дым не выветрится, иначе в такой бане запросто можно было угореть. Проветрив баньку, ее надо подготовить к тому, чтобы можно было в ней париться. Для этого баню "опаривают": специальным скребком проводят по стенам, смывают лишнюю копоть, окатив стены горячей водой из шайки, и только после этих манипуляций "поддают пару", плеснув воды на каменку. Вот этот способ париться и получил название "черного".
Еще одним способом поддержания телесной чистоты было мытье в русской печи. Как оно происходило? Довольно незамысловато, но, тем не менее, остроумно. Использовалось замечательное свойство русской печки сохранять жар еще долго после того, как была приготовлена пища или выпечены хлебы. Убрав из жерла печи угли и золу, старались вымыть стены, на пол настилали солому, там же ставили кадочку с водой и клали веник. Дальше требовалась помощь: тот, кто парится первым, садился на лопату или даже на обычную доску, а помощник осторожно вдвигал его в жерло. Заслонка печи плотно закрывалась, и человек начинал париться. Побрызгав водой на стенки печи, получали совершенно чудесный душистый пар с запахом только что испеченного хлеба.
Когда парильщик хотел выбраться из печи, он стучал по заслонке, и его вынимали из печи таким же способом, каким помещали туда. Вообще этот процесс очень напоминал, печение хлеба: словно каравай, человека "ставили" в печь, а когда он "подрумянивался" от жара, быстро вынимали. Напарившись, человек обливался холодной водой, а если поблизости была речка, то бежал и погружался в речную воду. Вероятнее всего, купания с горячей водой были не очень распространенными, гораздо чаще просто парились, чередуя это с холодными обливаниями.
А вот голову мыли очень странно (в современном представлении). Для мытья волос сначала использовалась древесная зола! Вернее, не сама зола, а так называемый щелок, который изготавливали из золы. Только потом стали мыть голову яйцом, именно этот древний способ сохранился до наших дней. И сейчас многие красавицы, желая придать красоту и блеск волосам, по старинке моют их яйцом. Это ли не лучшее подтверждение мудрости наших предков!
Давайте вернемся к настоящим баням - с печью-каменкой, парной и предбанником.
С появлением белой бани черная баня не сдала своих позиций - обе стали существовать одновременно. И по сей день во многих деревнях можно встретить бани, которые топятся как по-белому, так и по-черному. Русские всегда были весьма демократичны и поэтому старались учитывать интересы всех жителей деревни, села или города, строя бани двух типов. Ведь до сих пор есть люди, которым баня, топленная по-черному, нравится гораздо больше. Они утверждают, что пар в черной бане более душистый и полезный, чем в белой, потому что только в бане, топленной старинным способом, сохраняется особое, какое-то древнее ощущение домашнего уюта и тепла.
Наверно, именно эти чувства испытывали древние охотники, возвратившиеся с "поля": все тяготы позади и наконец-то можно расслабиться и отдохнуть, наслаждаясь покоем. А современному человеку, которого цивилизация избавила от суровой необходимости бороться за свое существование, иногда бывает просто необходимо ощутить себя древним охотником и воином, способным к тяжелому физическому труду. Ведь что греха таить, наши современники-мужчины стали более изнеженными по сравнению со своими суровыми предками. А черная банька своими первобытными ощущениями, видимо, будит в них какую-то родовую, генетическую память, которая как бы возвращает их в нелегкие времена. И это так здорово! Ненадолго ощутив себя воином, мужчина старается сохранить в себе это чувство: когда он знает, что от его храбрости и решительности многое зависит, он ведет себя совсем по-другому. Он и в самом деле становится более мужественным, в нем появляется какое-то особое спокойное достоинство, та твердость, которая постепенно утрачивается в нашем рафинированном, цивилизованном обществе. Это точно. Проверено на практике!
Вообще-то это, конечно же, не научная теория - насчет генетической памяти, которую "будит" жаркая русская банька, топленная черным способом. Но ведь с ними (с мужчинами) и в самом деле что-то происходит, ведь они какими-то другими выходят из русской бани! Хотите проверить - поезжайте в какую-нибудь глухую деревеньку, в которой еще сохранилась старинная черная баня. Гарантировано, что ваш цивилизованный спутник, самым "кровожадным" поступком которого была разделка мясного филе, купленного вами в супермаркете, после посещения черной бани изъявит горячее желание отправиться на охоту. Вы до глубины души будете изумлены произошедшими переменами. А кроме того, после такой бани и с телом что-то происходит: оно становится послушнее, легче, да и весь организм лет на десять молодеет. Удивительно! Медики нашли научное объяснение "живительным" свойствам черной бани: оказывается, дым содержит особые антисептические вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии и микробы. Вот почему черная баня так полезна.
Конечно, сейчас не у каждого есть такая возможность - на себе испытать действие черной бани, да и не каждый может ее выдержать. Что греха таить, с непривычки в черной бане и "свариться" недолго, тем более, если человек до этого вообще никогда не парился! Но любому под силу мыться в белой баньке: это и приятно и полезно. Старинная баня со стороны смотрелась невзрачно. Деревянная избушка стояла наполовину вросшей в землю. Это мешало ветрам продувать баню, тем самым быстро ее охлаждая.
Помещение бани делилось на две части. Предбанник (меньшая часть) устраивался по традиции просто, но удобно. Непосредственно баня, или парилка, занимала большую часть сруба. Основной ее достопримечательностью была печь.
Печь - сердце бани - имела несколько уровней. Самым нижним уровнем была небольшая полость - поддувало. Над ним располагалась топка. А на печи находился слой камней. Кадка с водой рядом с печью позволяла по необходимости добавлять пар. Такая конструкция печи обеспечивала хорошую "тягу" при горении, а также вентиляцию банного помещения.
 Оглавление  Глава I  Глава II  Глава III  Глава IV  Глава V  Глава VI  Глава VII